В Москве определены победители международного открытого конкурса на дизайн двух новых станций столичного метрополитена. Для «Проспекта Маршала Жукова» выбрана концепция московского бюро ASADOV, для станции «Кленовый бульвар 2» – проект консорциума с участием мировых звезд Zaha Hadid Architects Ltd. Обе станции станут пересадочными на Большое кольцо метро (БКЛ). Отдельно жюри отметило креативный вариант от бюро Nowadays. 

Победители конкурса получают право на заключение контракта на разработку буклета станции для получения «Свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» и авторское сопровождение проектных и строительных работ по реализации конкурсного предложения.

«Мы провели уже пять конкурсов на дизайн станций, и каждый раз получаем максимально интересные результаты. Для архитектуры московского метрополитена это знаковые вещи, которые популяризируют и столичный метрополитен, и современную архитектуру Москвы в целом. Проекты победителей в этом году получились яркими, новаторскими, они доказывают, что мы движемся в правильном направлении. Не сомневаюсь, что новые станции попадут в туристические маршруты города», – отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заместитель председателя жюри.

По его словам, проекты-победители были выбраны по ряду критериев, среди которых: оригинальный и запоминающийся дизайн, соответствие контексту района и местоположению станций, соблюдение требований комфортного и безопасного передвижения для всех категорий пассажиров; экономическая целесообразность и, конечно, их реализуемость с учетом технических требований Московского метрополитена. 

Концепция станции «Кленовый бульвар 2» разработана консорциумом под лидерством Zaha Hadid Architects Ltd (Лондон, Великобритания), куда также вошли A-project, Krost (Москва); ArupLighting (Великобритания, Лондон); Systematicas.l.r (Италия, Милан).

Станция мелкого заложения будет расположена в районе Нагатинский Затон, в створе Кленового бульвара на пересечении с Коломенской улицей. Помимо очевидных транспортно-логистических преимуществ для жителей района Нагатинский затон, метро обеспечит необходимую интеграцию районов Курьяново и Бирюлево, а также удобный доступ к музею-заповеднику «Коломенское».  

 

 

По мнению авторов, станция метро нового поколения должна быть элегантной, легкой, современной, без излишеств и с четкой навигацией для удобства пользователей, в которой присутствуют чистые линии, прозрачность и интуитивно понятное визуальное руководство для пользователей.  

«Мы рассматриваем эту станцию в качестве современного дополнения к сети Московского метрополитена. То, что «Кленовый бульвар 2» расположен на периферии, дает уникальную возможность предложить что-то новое, столь же радикальное, какими являются станции старого стиля, то, что станет маяком для станций будущего. Это новое поколение проектных решений разработано для того, чтобы сделать транспорт комфортным, приятным и безопасным. Современное программное обеспечение позволяет воздействовать на чувства пользователя, предоставляя ему необходимую, хорошо организованную информацию. 

Одним из составляющих элементов проекта является освещение, которое необходимо разработать таким образом, чтобы обогатить окружающую среду и привнести столь необходимое чувство ориентации и простоту в навигации по самой станции. С изменением освещения пользователям поступает информация о предстоящем прибытии поездов, что позволяет им подготовиться к посадке, в то время как динамическая система световых температур дает руководство на уровне интуиции и восприятия», – говорят архитекторы. 

Темой светового дизайна станции «Кленовый бульвар 2» является «Будущее». Архитекторам удалось создать запоминающийся образ, придумав схему освещения пространства без видимых источников света, и при этом организовать очень эргономичную среду.

 

 

Наземный вестибюль задуман как полностью прозрачная конструкция. Так пассажиры будут чувствовать себя в безопасности, а достаточное естественное освещение позволит экономить электроэнергию. Посетители смогут наблюдать контраст в освещении, перемещаясь от яркого дневного светы улицы – к затемненному вестибюлю, где электрический свет создаст эффект погружения. Проем в потолочной части освещает лестницу и нижний уровень коридора, ведущего в билетный зал. А ночью мягкий свет, исходящий от двух основных доминант – фирменного логотипа Московского метрополитена и эскалатора, сразу привлечет внимание. При строительстве будет использоваться  бежевый и темно-серый известняк, а также серый гранит и элементы из нержавеющей стали. По периметру павильона как внутри, так и снаружи установят лавочки для отдыха.

Проект также отличает продуманная навигация. Попадая в кассовый зал, пассажиры сразу же получают четкое и общее представление о пространстве, расположении турникетов, контрольных точек, билетных касс, службы помощи и поддержки, а также лифтов. Общее освещение зала и зоны турникетов обеспечит изогнутый светодиодный светильник, встроенный в потолок. Данная световая система будет включать в себя стеклянный рассеиватель, технология производства которого используется производителями ветровых стекол для автомобилей. Это позволит следовать сложной архитектурной геометрии и соответствовать требуемым нормам пожарной безопасности, технического обслуживания и долговечности. В качестве напольного покрытия решено использовать темно-серый полированный гранит, а облицовку стен и потолков выполнить из стекло-фибробетона. При этом панели на стенах будут иметь линии, которые послужат и указателями, и придадут пространству движение. А на потолке такую же задачу будут выполнять светодиодные лампы.

 

 

Платформенную часть украсят колонны, спроектированные в виде «стрелок», чтобы подчеркнуть направленность движения в пространстве. «Такие «стрелки» является как частью колонны, так и частью световых линий, украшающих потолок и пол, обеспечивая как функциональное освещение по мере необходимости, так и визуальное обозначение краев платформы и направленности движения по ней. Все обозначения в пространстве тщательно организованы, чтобы обеспечить краткосрочную и долгосрочную визуальную информацию простым и минималистичным способом», – отметили авторы концепции. 

 

Концепция станции «Проспект Маршала Жукова» разработана московским бюро ASADOV

Это пересадочная станция глубокого заложения, соединяющая две линий метро – Большую кольцевую линию и Рублево-Архангельский радиус. Станция будет расположена на пересечении с проспектом Маршала Жукова. Ей будет отведена роль ключевого транзитного пункта для жителей района Хорошево-Мневники.    

Орден Великой Отечественной войны – одна из самых почитаемых наград страны, служит прообразом архитектурного решения станции. Красная звезда, белое обрамление и золотые лучи сплелись воедино, превратившись в обелиски славы. В парадном строю застыли воины-победители. Темные боковые стены, олицетворяя трагизм войны, зрительно раздвигают пространство. 

 

 

«Большую роль в архитектуре станции играет свет. Общее освещение создается отраженным светом, источники которого спрятаны за боковыми продольными карнизами и основаниями звезд – капителями колонн. Тонкие лучи золотого света создают геометрический световой орнамент на потолке. Особую торжественность интерьеру придает рубиновый свет стеклянных участков колонн. Входные павильоны в виде красных клиньев четко маркируют зоны входов на станцию и, вместе с тем, несут символическую составляющую, перекликаясь со стрелками военных карт», – комментируют авторы проекта.

Наземные вестибюли станции будут представлять собой прямоугольные остекленные призмы со встроенными объемами в виде повернутой пирамиды красного цвета, опирающейся на три точки. Они ассоциативно отсылают к обозначениям наступательных операций на картах Великой Отечественной войны. Подземные переходы также имеют элементы в виде стрелок, и выполнены в едином колористическом решении с входными павильонами и платформой. Ярко-красный цвет  хорошо заметен на большом расстоянии, особенно в ночное время. А расположение светильников в переходах предусмотрено таким образом, что они интуитивно направляют ко входам на платформу, при этом не перекрывая лайтбоксы навигации.

 

 

Колонны на платформе с яркими белыми и красными элементами в виде звезды эффектно выделяются на нейтральном фоне путевых стен. Опять же есть отсылка к маршальским погонам – полосы на полу и светильники на потолке в форме ромба.

Используемые отделочные материалы подобраны в соответствии с требованиями безопасности и эксплуатации, они максимально долговечны, не требуют последующей окраски/пропитки/шлифовки. Кроме того, все элементы имеют ровную поверхность без фактуры и уклонов, куда так любит забиваться мусор и пыль. Уличные павильоны изготовят из металлических конструкций и ударопрочного стекла, для облицовки колонн платформы будет использоваться огнеупорный монолитный поликарбонат, панели из натурального камня, черный керамогранит. В переходах – белый керамогранит и стеклянная мозаика красного цвета на стенах, серый гранит на полу, потолки оштукатурят.

Напомним, конкурс на станцию Рублёво-Архангельской линии Московского метрополитена «Проспект Маршала Жукова» и станцию «Кленовый бульвар2» Бирюлевской линии, стартовавший 15 апреля 2020 года, проходил при поддержке Правительства Москвы и при участии главного архитектора столицы Сергея Кузнецова. Инициатор конкурса – АО «Мосинжпроект», единый оператор программы развития московского метрополитена. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». 

Для участия в конкурсе было подано 113 заявок из 12 стран, что на 50% больше количества заявок, поданных на аналогичный конкурс в 2018 году.

Напомним, что ГБУ «Мосстройинформ» являлся информационным партнером конкурса. 

Информация о конкурсе, ходе его проведения и подведении итогов размещается на сайте.