Завершение фестиваля – это старт подготовки к мероприятию следующего года. На «полях» «Драйверов» мы пообщались с главным архитектором Института Генплана Москвы – с Виталием Лутцем. Известного и уважаемого градостроителя мы расспросили о роли фестиваля, возможности его продолжения и совершенствования.

 

 

- Виталий Рудольфович! Вы были одним из первых гостей Фестиваля «Драйверы развития современного города», которые специально пришли в «Дом на Брестской» ознакомиться с экспозицией конкурсных проектов.  В чём заключался Ваш интерес?

- Мой интерес прийти сюда и осмотреть экспозицию — прямой, прежде всего, как представителя одного из крупнейших в Москве работодателей. У меня есть цель взять этих людей на заметку, пригласить на стажировку и, может, попробовать посотрудничать. Мне интересно, чем дышит молодое поколение архитекторов и дизайнеров. Молодежь тоньше чувствует настоящие и будущие тренды, она быстрее реагирует. Важно понимать, что эра академической архитектуры закончилась. Мы проектируем образ жизни. Чтобы его спроектировать, нужно понимать, как он устроен. Я осмотрел экспозицию и увидел, что есть конкурсанты, которые этому тренду следуют, есть проекты, которые начинаются с социокультурного исследования.

 

- На разных уровнях говорится, что «проектируем, строим сегодня с акцентом на то, что будет актуально через сто лет».  На Ваш взгляд, участники Фестиваля 2018-го года способны на это? Они думают наперёд?

- Определенно, некоторая часть участников – да. Так и должно быть. Но, стоить отметить, что людей, нацеленных на соответствие запросам времени, в любой области не в избытке. Кстати, очень многое от педагогов зависит, начиная от школы общеобразовательной, затем – от высшей школы, от культуры преподавательской деятельности. Ведь и самим преподавателям должны быть интересны  и этот Фестиваль и экспозиция!

 

- Сейчас они – студенты, недавние выпускники – не мыслят шаблонно, освобождены от таких факторов, как бюджет и тому подобное. Как это всё сохранить, когда они «вступят» в реальную профессию?

- Очень легко сохранить. Креатив всегда ценится здравыми, продвинутыми работодателями во всем мире. Просто этому креативу нужно дать четкий вектор, технические параметры – и он будет и там «фонтанировать идеями». Творческое мышление не противоречит экономике, инженерному, конструктивному, экологическому или любому другому ограничению. У архитекторов есть золотое правило: «минус на минус равно плюс». Чем сложнее задача, тем ярче может быть результат. Мне кажется, важно, чтобы у ребят была способность рождать изобретательные решения без подхода в стиле «Я так вижу». Тогда это будет правильный креатив.

 

 

- Жюри конкурсной программы Фестиваля оценивало студенческие проекты по строго определенным критериям. Все работы в этом плане были равны, но надо отметить, что особое внимание уделялось проектам, которые были выполнены с применением BIM-технологий. Вы считаете такой подход правильным?

- Да, абсолютно. BIM-технологии – это глобальный тренд. И это не просто слово, а уже одно из требований федерального законодательства. Наш Институт делает десятки проектов, в требованиях к которым прописано использование технологий информационного моделирования (BIM). Все, кто в этот тренд не впишется, - останется, к сожалению, за бортом. BIM – это неизбежность. Молодое поколение надо приучать к комплексному информационному моделированию. Технологичность – это уже «базовая опция» специалиста. И, если возвращаться к теме креатива, то  он и технологичность не противоречат друг другу. Чтобы победить в конкурсе – нужно творчески мыслить. А чтобы пойти на работу – без креатива молодой специалист еще может обойтись, если он технологически подкован. Наоборот, - нет. 

  

- Как Вы считаете, перспектива у Фестиваля «Драйверы развития современного города» есть?

- Перспектива у фестиваля есть. Это такая «акцептовка» общего уровня, подхода, общего духа, возможность сверить часы.  И мы видим, что часы идут немного по-разному у участников. Но как раз благодаря конкурсу, благодаря экспозиции, можно часы сверять и находить общую систему координат. 

 

- Вы заглядываете в «Дом на Брестской» довольно часто, Ваш Институт участвует в наших конкурсах, фестивалях, Вы и Ваши специалисты выступают в качестве докладчиков на наших круглых столах.  Мы хотим спросить у Вас совета. Над чем «Дому на Брестской» нужно подумать? Какие направления лучше развивать?

- «Дом на Брестской» - совершенно замечательная площадка. Она комфортная и современная. Один только ваш гигантский экран чего стоит! А лайтбокс с Интерактивной картой – это вообще уникальный объект. Мне кажется, надо активизировать работу над тем, чтобы «затаскивать» сюда профессиональное сообщество. Другими словами: создавать профессиональную среду – проводить обсуждения, семинары, конференции, круглые столы, собирать дискуссионные клубы. Все, что необходимо архитекторам, градостроителям, представителям власти и девелоперам  для проведения на высшем уровне мероприятий, здесь есть.

 

 

Фестиваль «Драйверы развития современного города» проходил в «Доме на Брестской» в конце июня. Проекты своих студентов и выпускников предоставили 42 вуза, обучающих архитектурному, дизайнерскому и ландшафтному проектированию. 83 проекта из 460 заявленных в конкурсной программе были отмечены авторитетным жюри «Драйверов». Эксперты присудили два гран-при. Оба главных приза Фестиваля отправились в Самару.