В рамках прошедшей в «Доме на Брестской» выставки «ОБРАЗование Москвы» состоялась встреча представителей администраций колледжей, обучающих специальностям градостроительной сферы. Тема круглого стола – «Образование будущего: о новых образовательных проектах и архитектуре городской среды». Среди участников дискуссии были архитекторы «Buromoscow», которые поведали собравшимся о том, как шло проектирование уникального детского сада, возведенного на Варшавском шоссе.

 

 

«Креветки, медузы и рыбки?» - задаются вопросом одни. «Это птицы и бабочки» - утверждают другие. Вот такие ассоциации у москвичей вызывают окна нового детского сада, построенного в составе жилого комплекса на территории бывшего завода «Газстроймаш» в Южном Чертанове. Круглое здание дошкольного образовательного учреждения с фигурными окнами введено в эксплуатацию – в марте его двери открылись для первых воспитанников. Детский сад рассчитан на девять групп – по двадцать детей в каждой. Групповые ячейки располагаются на всех трех этажах здания: самые младшие – на первом, средние – на втором, старшие – на третьем.

 

 

Уникальный проект детского сада в 2017 году стал «Лучшим архитектурно-градостроительным решением объекта образования и медицины» по версии Архсовета Москвы. Премию авторам проекта – архитектурному бюро «Buromoscow» - вручили в декабре в «Доме на Брестской», где проходила церемония награждения лауреатов. А в апреле года нынешнего на круглом столе в рамках деловой программы выставки «ОБРАЗование Москвы» проектировщики рассказали о том, как создавался проект и с какими сложностями им пришлось столкнуться.

 

 «То, с чем мы столкнулись, – это набор ограничений. Всё вплоть до количества помещений, их площади и оборудования было прописано. С позиции проектировщика нам было бы интереснее, чтобы основным посылом для проектирования был не список нормативов, а то ощущение, которое ребенок испытывает, попадая в детский сад. Поведение детей – вот, каким должен быть основополагающий норматив. Тем не менее, мы смогли разместить в здании всю ту «программу», прописанную в ТЗ,  и сделать это сооружение нетривиальным», - утверждает Юлия Бурдова, архитектор, автор проекта.

 

Круглая форма здания выбрана неслучайно. Основная идея проекта – создать для детей пространство, где нет острых углов. Кроме того, как говорят сами авторы проекта, «круглый объем превращает детский сад в главного героя квартала».

 

 

Панорамные витражные окна первого этажа расширяют границы детского сада, соединяя его с окружающим пространством. Фигурные окна, напоминающие то ли морских гадов и моллюсков, то ли насекомых и птиц, расположены на разном уровне и позволяют «ловить» каждый солнечный лучик.

 

«Мы спроектировали так, чтобы внутри здание было максимально светлое, просторное, функциональное. Но вот, что мы видим в результате: занавески на окнах, причем – занавески закрыты. Это часть российской ментальности, которую нам пока что сложно побороть. Надеемся, что позиции здравого смысла будут постепенно приходить на смену жестким нормам проектирования», - сетует Ольга Алексакова, архитектор-инженер, автор проекта.

 

 

Участники круглого стола оппонировали архитекторам, аргументируя непростыми временами и безопасностью детей. «Она превыше всего, и ради неё можно поступиться творчеством», говорили собравшиеся. Архитекторы с таким «верховенством» соглашались. Тем не менее, традиционная тема «безопасность vs. творчество» всплывала каждый раз, при каждом вопросе аудитории. Даже когда обсуждали технологии.

 

«Технологии черпали опять же из норм. Мы с удовольствием бы черпали их из тесной работы с директором детского сада, воспитателем. От проектирования до реализации этого детского сада прошло всего три года. В то же время, наши европейские коллеги очень долго разговаривают с теми, кто в этом саду будет жить, работать. Мы этих людей увидели только после завершения стройки», - отметила Ольга Алексакова, архитектор-инженер, автор проекта.

 

Впрочем, даже при жестких нормативах, ограничивших – по словам архитекторов – проектирование, в новом детском саду можно комфортно находиться и работать. Помимо игровых и спален в здании есть спортивный и актовый залы, кабинеты психолога и логопеда, кабинеты для занятий музыкой и по развитию интеллектуальных способностей детей. Есть благоустроенная прилегающая территория и внутренний дворик. В теплое время года в нём будут проводить театральные, музыкальные и спортивные мероприятия. Есть и терраса для прогулок по эксплуатируемой кровле. Это пространство будут использовать как обзорную площадку. Одно НО: главное, чтобы предложенные архитекторами решения, были востребованы и, действительно, использовались педагогами…

 

«Для меня очевидна проблема: архитектура зданий школ и детских садов опережает систему образования. Мы, педагогическое сообщество, не всегда умеем полноценно эксплуатировать новые нетиповые здания. Необходимо объединить усилия педвузов и архитекторов для подготовки учителей, готовых к полноценной работе в новых зданиях школ, в которых нужны не классы, а лектории, лаборатории, коворкинги, театры, тренажерные залы, атриумы и рекреационные пространства. Разработка архитектуры здания должна вестись с учетом действующих и перспективных образовательных технологий, а не устаревших представлений. Современная архитектура образовательных зданий – это больше, чем решение утилитарных задач. Это условия создания образа нового социума, образа новой Москвы. Мы справимся», - написал на своей странице в социальной сети “Facebook” Илья Бронштейн, директор ГБОУ «Школа № 1468», активный участник круглых столов выставки «ОБРАЗование Москвы».

 

 

II выставка «ОБРАЗование Москвы» работала в стенах «Дома на Брестской» с 4-го по 10-е апреля. За это время около трех тысяч человек посетили экспозицию проектов современных детских садов и школ, а так же приняли участие в событиях деловой программы выставки. Организатором мероприятия выступило ГБУ «Мосстройинформ» при поддержке Департамента градостроительной политики города Москвы. Партнёром деловой программы стало  УПО СПО «Архитектура, строительство и ЖКХ» при содействии столичного Департамента образования.